Консультации
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В этом возрасте у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.).
\Чтобы образовательный процесс был правильно организован мы в своей работе опираемся на основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ:
Федеральный закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; ФОП ДОО, СанПиню, Международная конвекция о правах ребенка.
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.
Хотим познакомить вас с целями и задачами на предстоящий учебный год по основным областям развития.
Формирование элементарных математических представлений.
К концу учебного года дети должны обучиться навыкам счета в пределах 10. Уметь количество предметов обозначать соответствующей цифрой.
Уметь сравнивать до 10 предметов по ширине и высоте, располагать их в возрастающей последовательности.
Уметь делить квадрат на 4 равные части, называть части.
Уметь ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Уметь различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр).
Уметь последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Развитие речи.
1.Развивающая речевая среда: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
2.Формирование словаря: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
3.Звуковая культура речи: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
4.Грамматический строй речи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
5.Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небылиц и загадок).
6.Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Художественно-эстетическое развитие:
В рисовании: применение различных материалов и инструментов (пастель, мелки, акварель, фломастеры), пользование палитрой, создание новых цветовых тонов и оттенков; различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. д.).
В аппликации : использование различных материалов (бумаги, ткани, природных и бросовых материалов); освоение техники симметричного и ажурного вырезания, обрывной и объёмной аппликации, коллажа; вырезание кругов и овалов, коротких и длинных полосок и т. д..
В лепке: применение различных материалов (пластилин, тесто, снег, песок); создание объёмных и рельефных изображений (рисование пластилином, отпечатки, рисунок стекой); лепка конструктивным и смешанным способом, сглаживание поверхности предмета, вылепливание мелких деталей; создание многофигурных композиций.
В конструировании: освоение техники оригами, конструирования из природного и бросового материала, создание построек различного назначения из пластмассового, деревянного, металлического конструктора.
Познавательное развитие:
Сформированность представлений о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней и деятельности человека. О растениях, грибах, животных, как представителях живого в мире природы, их основных жизненных функциях и потребностях, среде обитания. О природных сообществах животных и растений, их взаимосвязи и особенностях приспособления к среде обитания и сезонным изменениям в не. Человеке как живом существе, его сходстве с другими живыми существами и отличиях, природоохранной деятельности человека. О ценности природы как среде жизни человека.
Социально-коммуникативное развитие:
Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения, может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях; Под присмотром взрослого умеет пользоваться опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки) и электроприборами (магнитофон, телевизор, пылесос); Осторожен при общении с незнакомыми животными; Соблюдает правила дорожного движения, правильно ведёт себя в транспорте; Правильно ведёт себя на воде, на солнце; Не вступает в контакт с незнакомыми людьми на улице; В случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций, умеет привлечь внимание взрослого.
Ребёнок стремится познать разные виды трудовой деятельности взрослых и отразить свои представления в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх; Понимает значимость разных профессий, труда родителей, важность использования техники, различных машин и механизмов в труде; Бережёт труд взрослых, старается оказывать посильную помощь в их трудовой деятельности; Самостоятелен в самообслуживании; Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи при создании поделок, экспериментировании с материалами, конструировании; У ребёнка сформированы основы культуры труда (бережное отношение к инструментам, рациональное использование материалов, уборка рабочего места).
Ребёнок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно общается с близкими взрослыми и сверстниками, сдержан по отношению к незнакомым людям; Соблюдает общепринятые нормы и правила культуры поведения; Чуток по отношению к другим, распознаёт различные эмоциональные состояния, охотно откликается на просьбу помочь, научить чему-либо; Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, что хорошо и что плохо; Проявляет интерес к городу, стране, в которой живёт, знает её название, государственные символы некоторые достопримечательности и события городской жизни, гордится своей страной; Испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо выполненной работы и одобрения старших.
Физическое развитие:
– ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
– лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
– прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.
– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м), владеть школой мяча.
– выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
– перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
– знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимать их оздоровительное значение.
– скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
– ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.
– кататься на самокате.
– участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.
– продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и неимитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений.
Надеемся, что общими усилиями мы всего этого добьемся.
Технологии «Развивающее общение» принадлежит
ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет
если не полностью, то в большей степени самому ребенку решать свои проблемы,
найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении
детей всех возрастных групп.
Конфликты
– неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся
разрешать их в детстве, обуславливает
стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы стремимся избегать
трудностей, искать более лёгкие, обходные пути, молчать и сдерживать свою
ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход,
повышаем свою самооценку и завоевываем уважение в коллективе. Это примеры двух
противоположных стратегий – избегания и компромисса; существуют и другие: например,
соперничество, приспособление или сотрудничество. Но лишь одна из них, а именно
– поиск компромисса, является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте.
Консультация для
родителей
«Ребёнок плохо ест. Что
делать?»
Как правило, всем родителям хочется, чтобы их детки росли сильными,
здоровыми и красивыми. А этого невозможно достичь без правильного
сбалансированного питания. Однако зачастую, взрослые сталкиваются с проблемой,
когда ребенок отказывается принимать пищу, капризничает за столом или проявляет
недовольство при виде еды.
Если такое поведение носит систематический
характер – возникает впечатление, что с ребенком «что-то
не то», он болен и ослаблен. Прежде всего, не стоит
паниковать, а следует разобраться в причинах отказа от пищи.
Рассмотрим
наиболее распространенные причины «плохого аппетита»:
1. Проблема избирательного аппетита
заключается в том, что ребенок отказывается от каких-то одних продуктов, но
охотно ест другие. Например, демонстративно выплевывает кашу и требует сладкие
фрукты. Если ему идут навстречу, в следующий раз ситуация повторяется.
Очевидно, что «проблема избирательного аппетита» прямого
отношения к аппетиту как таковому не имеет. Проблема скорее педагогическая: ведь
ребенок – это маленький взрослый, который усваивает доступные способы
манипуляции родителями, и если ему это удается – он охотно ими пользуется
для достижения желаемых целей – «получения различных
вкусностей».
2. Плохое настроение, отрицательные
эмоции. Если у человека плохое настроение, то пищевые реакции могут
быть двух типов: отказ от еды или
чрезмерное, неконтролируемое поглощение пищи. Оба варианта, как вы понимаете,
не несут ничего положительного, полезного для организма. Однако, если ребенок,
в плохом расположении духа, не стоит настаивать на приеме пищи, пока его
состояние не нормализуется. Задача взрослых:
выявить причину и помочь ребенку справиться с проблемой. Если требуется, то
проявить заботу, терпение, внимание к своему отпрыску. И только после этого
предлагать вкусный и полезный обед.
после сна, а его зовут за стол. Обратная
ситуация — малыш захотел есть, а еще ничего не готово. Дети, вынужденные
питаться не по режиму, становятся нервными, капризными, плохо спят, причем
иногда из-за того, что голодны, поэтому довольно
скоро родители обращаются к специалистам, считая, что ребенок болеет,
тогда как достаточно только ввести и поддерживать в семье определенный режим
дня, и уже через короткое время к очередному приему пищи ребенок станет
испытывать чувство голода и, соответственно, у него появится аппетит.
4. Перекусы. Другой распространенный
вариант ложно пониженного аппетита связан с перекусыванием между едой.
Ребенок плохо поел за завтраком, через час ему предлагают бутерброд, еще
через час он съедает йогурт, а в обед снова не хочет есть. И так может
продолжаться весь день, пока взрослые не осознают, что сами становятся причиной плохого
аппетита.
5. Индивидуальное развитие. Все дети
очень разные, и потребности их в пище тоже различны. Один ребенок неугомонный,
носится как волчок, бесконечно прыгает, везде лезет. Другой — спокойный,
малоподвижный, больше любит рисовать, чем играть с мячом. И тот и другой, могут
иметь хороший аппетит, а могут и вовсе отказываться от приема пищи. Мерилом
адекватности питания ребенка является не количество поглощаемой им пищи, а
уровень его развития: темпы роста,
активность, своевременность появления у него новых навыков. Если ребенок
активен, пусть даже не в активном виде деятельности, проявляет
любознательность, интерес к чему-либо новому, вытягивается в длину – это
значит, что малышу достаточно для полноценного развития потребляемой пищи.
6. Физические нагрузки. Ни одним ученым
доказано, что чем больше человек расходует физической энергии, тем более
нуждается в ее пополнении. И дети, в этом случае, не исключение. Хотите, чтобы
вашо чадо уплетало за обе щеки все, что вы ему предлагаете, больше гуляйте с
ребенком, занимайтесь спортом, играйте.
7. Кормление через силу. Трудами
академика И. П. Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено,
что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно,
чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала
выделение запального желудочного и кишечного соков. Пища, принятая обманным
путем, плохопереваривается и не полностью усваивается, а также нарушает
рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его
заболеваний. Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания.
Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается,
возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная
дефекация. Так формируется невроз — синдром привычных рвот.
Таким образом, уважаемые взрослые, пища для
ребенка значит очень многое — это его рост, развитие, его энергия и его
здоровье. Но понижение аппетита — это вовсе не трагедия. Конечно, это может
быть одним из симптомов какого-то заболевания, но чаще таков результат
погрешностей питания. А что же все-таки делать?
Первое. Важно,
чтобы ребенок в семье чувствовал себя равным среди равных, а не баловнем судьбы
и центром цивилизации. Не хочет он есть кашу — завтрак окончен, обед через 4
часа. Не стал есть суп за обедом — жди до ужина. При этом очень важно, чтобы в
перерывах между едой пища не попадалась на глаза ребенку, чтобы он не имел
возможности самостоятельно перекусить и чтобы не было в его присутствии никаких
разговоров о еде.
Природа создала человека таким образом, что он
вполне безболезненно может обходиться без еды (но
не без питья) несколько дней. Ну, до этого дело, как
правило, не доходит, при условии, конечно, что у мамы с бабушкой хватит
терпения. А не хватит, ну что же, это ваш ребенок.
Второе.
Формирование у ребенка пищевых навыков в значительной степени зависит от
примера взрослых. Трудно требовать от малыша вдумчивого поглощения пищи, если
папа обычно «на ходу» перекусывает
бутербродами, а семья никогда не собирается за обеденным столом. Еще в старые
времена зажиточные люди, имеющие малохольных отпрысков, имели обыкновение
приглашать на обед детей из бедных семей. Оказывается, хороший аппетит
заразителен. И в наше время, когда ребенок питается в коллективе и когда знает,
что то, что не съест он, с удовольствием съедят его товарищи, это действует на
его аппетит весьма возбуждающе.
Третье. Следует строго соблюдать режим питания
и нечего не давать ребёнку в промежутках между приёмами пищи, в том числе
соки (особенно сладкие — банановый, персиковый и т.
д.) и даже воду. Тогда ребёнок охотно начинает
еду с жидкого блюда.
Четвертое. Прием пищи – это своеобразный ритуал
и если он будет хорошо организован, это путь к успеху! Старайтесь придавать
блюдам аппетитный вид, купите ребенку красивую и удобную посуду (пусть он
выберет себе сам то, что хочет, красиво сервируйте стол.
В заключение хочется сказать ещё раз, что при
большом желании, здравом смысле и достаточном терпении вы добьётесь успеха в
вашем желании вырастить своего ребёнка крепким и здоровым.
***********
Комментарии
Отправить комментарий